• Банкротство
  • Банкротство физических лиц
  • Банкротство юридических лиц
  • Кредиторам
  • Должникам
  • Обязанность должника

Банкротство

С 01.10.2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.2014 №476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». В новой редакции законопроекта указаны нормы, касающиеся прав работников и бывших работников, имеющих отношение к процедурам банкротства работодателя.

Следует отметить, что критерии и признаки банкротства, на сегодняшний день, остаются неизменными. Основополагающим является невозможность исполнения юридическим лицом собственных денежных обязательств на протяжении 3 месяцев с момента, когда обязательствам надлежало быть исполненными. Сумма задолженности в рублях не должна быть менее 300 тыс. руб. Только в случае, когда наличие долга подтверждается в судебном порядке, инициирование банкротства может быть осуществлено.

Если сумма задолженности гражданина превышает сумму 500 тыс. руб., то он имеет право с 1 октября 2015 г. подавать на банкротство в арбитражный суд. Должнику потребуется оплатить работу финансового управляющего. В случае, если процедура признания банкротства еще не была начата, работнику следует добиться в районном суде решения о взыскании долга с предприятия. Далее может быть подано заявление о признании банкротом в арбитражный суд (по месту нахождения должника). Все работники, перед которыми есть подтвержденная судом задолженность, могут подписать одно заявление, тем самым объединив свои требования. Заявление должно быть сопровождено судебным постановлением, сведениями, касающимися кандидатуры временного управляющего и СРО. Последний критерий является одним из основополагающих при возбуждении дела о банкротстве. Сотрудник должен обязательно получить все необходимые подтверждения в СРО арбитражных управляющих.

После того, как работник подал заявление, арбитражный суд приступает к его рассмотрению, в ходе которого проверяется наличие у работодателя признаков банкротства. Если наличие таковых подтверждается, то назначают временного управляющего, а также вводят процедуру наблюдения в отношении должника. Далее осуществляется выявление кредиторов, устанавливается размер их требований, а также внесение их в реестр требований кредиторов. На протяжении следующих 30 дней работники, по отношению к которым предприятие имеет задолженность на момент установленного судом наблюдения, могут предъявить собственные требования. В этот период времени предъявляют свои требования те служащие, кто не выступал инициатором банкротства. В данном случае не требуется решение суда для подтверждения требований работников. Обязательными этапами являются собрание работников должника, а также собрание кредиторов. В том случае, если доказана невозможность восстановления платежеспособности должника, то в его отношении судом вводится конкурсное производство. По решению суда предприятие признается банкротом. Требования кредиторов подлежат разделению на очереди. Расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник ответственен за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляются первоначально. Следующими по очередности выплачиваются выходные пособия, осуществляется оплата труда работников предприятия, проводится выплата вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Служащие имеют право на преимущественное удовлетворение их требований. Только после этого осуществляются расчеты с другими кредиторами.

Особенности субсидиарной ответственности

На сегодняшний день работники могут принимать активное участие в разрешении проблем, связанных с долгом по заработной плате. Детального рассмотрения требует субсидиарная ответственность.

  • К субсидиарной ответственности при конкурсном производстве могут быть привлечены лица, осуществляющие контроль над компанией-должником.
  • Также к субсидиарной ответственности привлекают лица, имеющие обязанности по обращению в суд за признанием банкротства.

Привлечение к субсидиарной ответственности является средством защиты работников и кредиторов от ряда недобросовестных/злонамеренных действий, результатом которых стало банкротство организации. Сотрудники предприятия либо их законный представитель могут обратиться в арбитражный суд, заявив о требовании привлечения виновных к субсидиарной ответственности. Благодаря нововведениям расширились процессуальные права сотрудников предприятий. Служащие могут требовать привлечения к субсидиарной ответственности лиц, осуществляющих контроль над действиями должника.

Согласно пункту 4 ст. 134 Закона о банкротстве все расчеты, касающиеся выплаты выходных пособий и зарплаты работникам производятся во вторую очередь (всего предусмотрены три очереди). Выплата происходит в два этапа. Кредиторы второй очереди также дифференцируются. Требования кредиторов удовлетворяются пропорционально. Порядок удовлетворения требований следующий:

  • В первую очередь подлежат удовлетворению требования о выплате зарплаты и выходных пособий в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого работника.
  • Во вторую очередь, производится выплата оставшихся сумм по зарплате и пособиям.

Согласно абз.3 п.2 ст.134 Закона о банкротстве, требования об оплате труда, возникающие непосредственно после того, как судом было принято заявление о признании банкротства работодателя, все равно относятся к текущим платежам. Данные требования об оплате труда должны быть удовлетворены до осуществления расчетов с кредиторами, чьи требования возникли до принятия заявления о банкротстве и включены в реестр кредиторов. Если сотрудник (перед которым работодатель имеет задолженности) продолжил работать на предприятии после того, как оно было признано банкротом, все требования, касающиеся оплаты его труда/выходного пособия подлежат удовлетворению раньше, чем требования, которые возникли еще до принятия заявления о банкротстве. На этот аспект следует обращать особое внимание. Все текущие платежи выплачиваются в соответствии с очередностью. Согласно п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве - среди текущих платежей ко второй очереди относятся требования об осуществлении выплат выходных пособий, а также оплате труда сотрудникам, которые продолжают работать или работали по трудовому договору после принятия заявления о признании банкротства предприятия.

Банкротство физических лиц

Процедура банкротства физического лица

Приходя на прием к адвокату, люди, попавшие в сложное финансовое положение, задают одни и те же вопросы: как начать процедуру банкротства физического лица? Из чего состоит процедура банкротства физического лица и чем грозит банкротство физических лиц? В этой статье мы дадим развернутые ответы на эти и многие другие вопросы. Процедура банкротства физического лица это поэтапный комплекс мероприятий, направленный на избавление должника от непосильных долговых обязательств.

Условия банкротства физических лиц

Признание банкротом гражданина возможно при сумме долговых обязательств не менее 500 тысяч рублей и наличии просрочки платежей — 3 месяца. Наряду с этим, закон дает возможность объявить себя банкротом тем, кто предвидит невозможность исполнения финансовых обязательств. Кроме того, гражданин должен отвечать признакам неплатежеспособности. Признаки банкротства физических лиц или признаки неплатежеспособности показывают, что конкретный гражданин-должник не имеет более возможности платить по своим долгам.

Как начать процедуру банкротства физического лица?

Процедура банкротства физ лица начинается с подготовки. Прежде всего, необходимо привести в порядок свои финансовые дела и собрать необходимые документы для банкротства физического лица. Далее, необходимо кратко описать в связи с чем у Вас сложилась ситуация, при которой Вы не можете больше погашать свои долги. Эта информация подлежит включению в заявление о банкротстве физического лица. Подготовленное заявление о банкротстве физического лица необходимо подать в Арбитражный суд, обязательно с комплектом документов, предусмотренных принятым законом о банкротстве физических лиц и, при необходимости, документов, подтверждающих наличие у Вас сложной ситуации. При необходимости в рассрочке для уплаты вознаграждения финансового управляющего в размере 25 тысяч рублей единовременно, Вы можете написать соответствующее ходатайство, которое должно быть подано в суд одновременно с вашим заявлением. Процедура банкротства гражданина предполагает ограничения по управлению и распоряжению активами. С момента принятия заявления о банкротстве физического лица – гражданину запрещается погашение любых задолженностей. Запрет устанавливается также на обращение взыскания на заложенное имущество.

Порядок банкротства физических лиц

Процесс банкротства физических лиц – это процедура судебная. И только суд принимает решение о том, возможно ли применение закона о несостоятельности к конкретному гражданину. После подачи заявления о признании гражданина банкротом суд проверяет обоснованность данного заявления. Иными словами, суд проверяет наличие признаком неплатежеспособности у конкретного должника. Если заявление о банкротстве физического лица подано в соответствиями с требованиями закона о банкротстве граждан, требования кредиторов обоснованы и не погашены, а неплатежеспособность гражданина доказана – суд выносит решение о признании заявления обоснованным и вводит процедуру реструктуризации. Процедура банкротства физ лица предполагает ограничения по управлению и распоряжению активами. С момента принятия заявления о банкротстве физического лица – гражданину запрещается погашение любых задолженностей. Запрет устанавливается также на обращение взыскания на заложенное имущество.

Процедура банкротства физического лица (2016): реструктуризация долга

Такая процедура банкротства физлица как реструктуризация долга начинается с момента признания заявления о банкротстве. Одновременно, суд утверждает финансового управляющего. С введением реструктуризации действует целый ряд запретов и ограничений: Должнику запрещено вносить имущество в уставный капитал юридического лица, покупать доли, акции в уставных капиталах;

Должнику запрещено совершать безвозмездные сделки; Купля-продажа ценных бумаг, транспортных средств, иного имущества стоимостью более 50 000 рублей, передача имущества в залог, участие в уставных капиталах – только с письменного согласия управляющего; Получение или выдача займов (кредитов), предоставление гарантий, уступка прав требования – только с письменного согласия финансового управляющего. Кроме того, процесс реструктуризации имеет следующие последствия: срок выплаты по всем имеющимся денежным обязательствам считается наступившим; финансовые требования к должнику должны быть предъявлены в суд; прекращается начисление всех процентов, штрафов, неустоек и пеней; приостанавливается исполнительное производство. Исключения: требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требования об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения реструктуризации залогодержатель, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства; На имущество гражданина может быть наложен запрет на распоряжение.

План реструктуризации

График реструктуризации может быть (но не обязательно!) предложен либо должником либо кредиторами (или уполномоченным государственным органом). Реструктуризация представляет собой некий компромисс, отсрочку от признания человека банкротом. За основу плана реструктуризации должен быть взят доход должника. Из этого дохода, безусловно, необходимо вычесть денежные средства, необходимы должнику и лицам, находящимся на его иждивении. Остаток может быть направлен на погашение задолженности перед кредиторами. Срок исполнения плана – не более 3х лет.

Процедура реструктуризации может иметь несколько завершений:

  • План реструктуризации утвержден и исполняется
  • План реструктуризации утвержден, но не исполняется либо в течение 3х лет долги не погашены в полном объеме
  • План реструктуризации не был представлен

По завершению процедуры реструктуризации суд объявляет должника банкротом и вводит процедуру реализации имущества.

Реализация имущества

При наличии имущества, на которое может быть обращено взыскание, управляющий описывает и оценивает его, а также представляет план продажи этого имущества. При реализации имущества действуют правила гражданского процессуального кодекса, в том числе в части имущества на которое не может быть обращено взыскание. Оценка, проведенная финуправляющим, может быть оспорена как кредиторами, так и самим должником. Стоит отметить, что собрание кредиторов может принять решение о привлечении независимого оцещика. В таком случае, оплата работы оценщика будет осуществляться кредиторами. Имущество гражданина должника продается с торогов. При этом, имущество стоимостью более 100 тысяч – только с открытых торгов. Об особенностях реализации залогового имущества, в том числе ипотечных квартир, мы расскажем в следующей статье.

Банкротство физических лиц: плюсы и минусы

Тема банкротства физических лиц породила много обсуждений. Большинство из них не соответствует действительности. Если говорить о плюсах и минусах личного банкротства, то безусловно, это дело выбора каждого. Для кого-то включение в реестр банкротом – недопустимо, а другой не видит иного выхода в сложившихся обстоятельствах. Плюсом личного банкротства, безусловно, является освобождение от дальнейших выплат по кредитам. Проводя каждодневные приемы граждан по вопросам банкротства, мы отлично знаем в какой ситуации находятся люди. У всех наших клиентов каждый следующий кредит был взят для погашения предыдущего. И это, с учетом отсутствия финансовой информированности граждан, замкнутый круг.

Последствия банкротства физического лица

Итак, чем грозит банкротство физического лица? Все возможные последствия личного банкротства перечислены в ст.213.30 закона о несостоятельности. В следующие 3 года гражданин-банкрот не сможет занимать руководящие должности в компаниях. Также, закон предусматривает невозможность повторного банкротства по своей инициативе в течение 5 лет и обязаность сообщать новым кредиторам о проведенной процедуре личного банкротства.

Мировое соглашение

При проведении процедуры банкротства может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается судом. С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия финансового управляющего, а гражданин или указанное в соглашении лицо начинает выплату задолженности. При проведении процедуры банкротства может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается судом. С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия финансового управляющего, а гражданин или указанное в соглашении лицо начинает выплату задолженности.

Банкротство после смерти гражданина

Дело о банкротстве физического лица – гражданина может быть возбуждено после его смерти или признании умершим, а также если гражданин умер (признан умершим) после подачи заявления о признании его банкротом. До определения наследников гражданина, его права и обязанности в полном объеме исполняет нотариус по месту открытия наследства. В дальнейшем все права и обязанности для целей банкротства права переходят к наследникам.

Банкротство юридических лиц

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие:

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона).

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. "б" п. 3 ст. 1 Закона).

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. "а" п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. "а" п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. "б" п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Кредиторам

Специальный случай ликвидации юридического лица – его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). За исключением:

  • казенного предприятия
  • учреждения
  • политической партии
  • религиозной организации

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаки (основания) банкротства:

  • неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по - денежным обязательствам
  • неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ст. 3 ФЗ устанавливает, что признаком банкротства юридического лица считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Задачи банкротства:

  • возврат долгов кредиторам
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса

Стадии (процедуры) банкротства

Процесс банкротства состоит из следующих стадий (процедур) банкротства:

  • наблюдение
  • финансовое оздоровление
  • внешнее управление
  • конкурсное производство
  • мировое соглашение (на любой стадии банкротства)

Наблюдение как процедура банкротства
Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Внешнее управление как процедура банкротства
Конкурсное производство как процедура банкротства
Мировое соглашение как процедура банкротства

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения:

  • о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
  • о прекращении производства по делу о банкротстве
  • об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего
  • об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Эти данные включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в официальном печатном издании, выбранном правительством РФ по результатам конкурса между редакциями печатных СМИ (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Согласно п. 4 ст. 61 ГК участь несостоятельности (банкротства) может постичь все юридические лица, кроме казенного предприятия (из коммерческих организаций), а также учреждения, политической партии и религиозной организации (из некоммерческих организаций).

Закон о банкротстве посвящен не только вопросам ликвидации юридического лица: наряду с ликвидацией (конкурсным производством - гл. 7) он предусматривает также антикризисные процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление - гл. 4-6). Все они (а также мировое соглашение, направленное на прекращение производства по делу о банкротстве - гл. 8) могут применяться в рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве) (ст. 27).

В случае если арбитражный суд признает юридическое лицо несостоятельным (банкротом), к последнему применяется ликвидационная процедура - конкурсное производство, вводимое сроком на один год с возможностью его продления не более чем на шесть месяцев (ст. 124 Закона о банкротстве).

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом): считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.; прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов, за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника; управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему, действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве). Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

Должникам

Пошаговая инструкция по банкротству ликвидируемого должника

Если имущества предприятия, к которому было принято решение о ликвидации, не хватает для удовлетворения запросов кредиторов, то юридическое лицо будет ликвидировано в порядке, указанном в ФЗ «О несостоятельности». Ликвидируемым должником называют должника, который находится в процедуре ликвидации. Ликвидация – прекращение деятельности юрлица, при этом не предусмотрен переход прав на предприятие к третьим лицам. Банкротство ликвидируемого лица – одна из видов упрощенных процедур банкротства, которые применяются в отношении лица, неспособного возместить судебные затраты по делу о банкротстве.

Шаг №1 – начало процесса Когда начинается добровольная ликвидация: Принимается решение о необходимости ликвидации юридического лица. Учредители единогласно согласиться (отказаться), затем оформить свое решение в виде протокола. При этом назначается ликвидационная комиссия, что предусмотрено ст. 61 ГК РФ;

Сообщение соответствующих органов о том, что должник будет ликвидирован и назначена комиссия. Учредители обязаны направить уведомление в регистрирующий орган в продолжение трех суток после принятия решения, что предусмотрено ст. 20 федерального закона «О регистрации юр. лиц и ИП». К документации, предоставляемой главой ликвидационной комиссии, в регистрационный орган, относится: Уведомление о том, что было принято решение, связанное с ликвидацией (форма Р15001); Уведомление, подтверждающее начало сбора ликвидационной комиссии (форма Р15002); Протокол, составленный на собрании учредителей – необходимо предоставить оригинал. Орган регистрации после получения документации вносит соответствующую пометку в ЕГРЮЛ. С этого момента предприятие официально признается ликвидирующимся юр. лицом. Последствия: Невозможно провести государственную регистрацию корректировок, вносимых в учредительную документацию предприятия; Запрещена регистрация юридических лиц, участником которых будет являться ликвидируемое на данный момент предприятие. Регистрирующий орган выдает следующие документы: Справку о внесении должника в ЕГРЮЛ; Свидетельство о том, что ликвидационная комиссия была внесена в ЕГРЮЛ. Ликвидационная комиссия в продолжение двух месяцев с начала публикации сообщения о ликвидации должника может установить признаки банкротства: Неспособность удовлетворить запросы кредиторов в течение трех месяцев; Сумма задолженности в общей сумме должна превышать 100.000 руб. Узнайте, каков порядок добровольной ликвидации общественной организации.

Шаг №2 – вводится процедура банкротства Инициирование процедуры банкротства осуществляется следующим образом: Заявление от должника. Он должен подать заявление в Арбитражный суд; Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, выносит определение, направляет в предприятие арбитражного управляющего, запрашивает ряд документов; Назначается судебное заседание по делу о банкротстве. При наличии признаков банкротства может быть вынесено только два решения – признается несостоятельность юридического лица, открывается конкурсное производство или выносится отказ в рассмотрении заявления.

В соответствии со ст. 225 ФЗ «О несостоятельности» при процедуре банкротства ликвидируемого должника не принимаются такие реабилитационные процедуры, как наблюдение, оздоровление и внешнее управление. Управляющий при инициировании банкротства должен предоставить перечень документов в орган регистрации: Уведомление о формировании ликвидационной комиссии (форма Р15002); Ксерокопию постановление суда о том, что должник признан обанкротившимся, назначено конкурсное производство. В ответ регистрационный орган оформляет Свидетельство, на основании которого назначается конкурсный управляющий. Необходимо опубликовать сообщение о несостоятельности.

Последствия начала конкурсного производства: Приостанавливается добавление к сумме долга штрафных санкций, пенни, неустоек и т.д.; С момента открытия производства все сведения, касающиеся финансового состояния банкрота, перестают быть тайной; Любые сделки, влекущие за собой отчуждение имущества банкрота или его передачу, могут проводиться только в соответствии с ФЗ; Все требования по финансовым обязательствам, договорам, уплате обязательных платежей могут предъявляться только во время конкурсного производства. Исключением из этого является взыскание средств на возмещение вреда здоровью, алименты, указы об истребовании имущества из незаконного распоряжения и т.д.; Исполнительная документация должна быть передана судебным приставам; Не допускается после принятия судом распоряжения об открытии конкурсного производства наложения арестов на имущество юридического лица; С руководителя предприятием снимаются все полномочия. При этом конкурсный управляющий может осуществлять следующие действия: Провести инвентаризацию имущества; Оценить имущество должника; Уведомить сотрудников должника о том, что они будут уволены. Сделать это требуется не позднее одного календарного месяца с момента введения конкурсного производства; Принятие мер, необходимых для сохранения имущества банкрота; Ведение реестра запросов кредиторов; Исполнение других обязанностей, предусмотренных ФЗ. К примеру, предоставление кредиторам отчетов не меньше, чем один раз в 30 дней. Это положение регулируется ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Шаг №3 – завершение ликвидации Конкурсный управляющий в продолжение пяти суток после получения решения арбитражного суда о завершении производства направляет его в орган регистрации. Это положение предусмотрено ст. 140 «О банкротстве». Особенности Особенности банкротства ликвидируемого должника: Постановление об открытии конкурсного производства, утверждении управляющего на этот срок времени и о признании юридического лица банкротом выносится Арбитражным судом; Кредиторы имеют право предоставить свои запросы ликвидируемому банкроту в продолжение месяца после того, как было опубликовано сообщение о признании юридического лица банкротом. Положение соответствует ст. 71 ФЗ; Реестр запросов кредиторов будет составлен в порядке, который устанавливается Федеральным законом; Если производство было возбуждено в соответствии с заявлением собственника, поданным до момента формирования ликвидационной комиссии, то рассмотрение дела происходит без учета особенностей, указанных выше. Законодательством не устанавливается время первого собрания кредиторов. Однако его рекомендуется проводить по окончанию месяца после публикации информации о том, что должник признан банкротом, после закрытия реестра требований. На первом собрании будет избран комитет кредиторов. Все это относится к обязанностям конкурсного управляющего, который также направляет соответствующее заявление в арбитражный суд. При этом исключаются действия о подписании мирового соглашения или взыскании дебиторского долга. Узнайте, что такое реорганизация и ликвидация ЗАО.

Как проходит ликвидация благотворительного фонда, читайте тут. Упрощенная процедура При упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника все функции во время этапа наблюдения будут сосредоточены у ликвидационной комиссии, причем используются они до момента введения несостоятельности. Этим способом комиссии удается определить число кредиторов, сумму их запросов. Таким образом, комиссия становится единоличным органом, берущим на себя ответственность за ход развития банкрота. По упрощенной процедуре предусматривается сокращенный срок принятия запросов кредиторов – 1 месяц. Эти сроки пресекательные, следовательно, они не могут быть продлены. Банкротство должника ликвидируемого собственником РФ имеет ряд характерных особенностей, которые были приведены выше. Все они в совокупности позволяют провести банкротство в упрощенной форме.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) О несостоятельности (банкротстве) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд

1. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества; имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством; настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.

2. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

3. В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.